Описание_образовательной_программы_начального_общего_образования

Описание основной образовательной программы
начального общего образования
МБОУ Полненской СОШ на 2019-2020 учебный год
Основная образовательная программа начального общего образования (далее –
ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к
структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении
начального общего образования. Основные компоненты программы создают условия для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся начальной школы.
Образовательная программа школы выполняет следующие функции:
- структурирует содержание образования в единстве методологических,
культурологических, организационных компонентов;
- формирует содержательные линии гуманитарного образования на принципах
преемственности и непрерывности образования;
- определяет необходимые педагогические условия реализации содержания начального
образования, требования к объему, темпам и срокам освоения учебных программ и
программ внеурочной деятельности;
- определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольнодиагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых
технологиях оценки качества образования;
- определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: систему
воспитательной работы, организацию и содержание внеурочной деятельности,
уровень методической обеспеченности образовательного процесса;
- фиксирует условия, обеспечивающие эффективность реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
Содержание основной образовательной программы образовательной организации
отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в
соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
– пояснительную записку;
– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы;
– систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего
образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
– программы отдельных учебных предметов, курсов;
– программу духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся;

– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
– программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной
программы.
Организационный раздел включает:
– учебный план начального общего образования;
– план внеурочной деятельности;
– календарный учебный график;
– систему условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными механизмами
реализации основной образовательной программы (ООП).
ООП предусматривает:
- достижение результатов освоения ООП всеми обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся через систему дополнительного
образования и систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной
практики;
- участие обучающихся и их родителей, педагогов и общественности в развитии
внутришкольной социальной среды;
- проектирование образовательного процесса на принципах системно-деятельностного
подхода;
- создание условий для самореализации обучающихся в разных видах деятельности.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего
образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации основной
образовательной программы начального общего образования предусматривает решение
следующих основных задач:
– формирование
общей
культуры,
духовно­нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
– обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
– становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
– обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
– достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ);
– обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности;
– организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического
творчества и проектно­исследовательской деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды;
– использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
– предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населённого пункта, района, города).
В основе реализации основной образовательной программы лежит
системно­деятельностный подход, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога
культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
– переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки
содержания
и
технологий
образования,
определяющих
пути
и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся;
– ориентацию на достижение цели и основного результата образования —
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира;
– признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
– учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при
определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;
– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего и профессионального образования;
– разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны
ближайшего развития.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей
уровня начального общего образования как фундамента всего последующего
обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
– с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с
переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей
общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
– с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия
ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании,
социальном признании и самовыражении;
– с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся
в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
– с
формированием
у
школьника
основ
умения
учиться
и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и
оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

– с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты
адекватности и рефлексивности;
– с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными
отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
– центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне
образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память,
произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и
способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане,
знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных
связей и отношений объектов;
– развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает
формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и
личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы
учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании,
памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и
физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного
возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований
познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией
учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора
условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня
начального общего образования.
Достижению новых образовательных результатов, обозначенных в требованиях
ФГОС, будут способствовать основные принципы формирования образовательной
программы:
 преемственность ступеней обучения;
 вариативность содержания образования;
 целостность компонентов программы на основе гуманитарного
компонента содержания образования;
 интеграция общего и дополнительного образования;
 индивидуализация на основе дифференцированного подхода;
 психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
 объективность и критериальность оценки планируемых результатов;
 здоровьесберегающие педагогические позиции.
ООП определяет главные векторы развития образовательной ситуации в МБОУ
Полненской СОШ на начальной ступени:
 Переход на новую систему оценки планируемых результатов освоения
основной образовательной программы;
 Усиление информационной инфраструктуры системы начального образования;
 Расширение социальных практик в системе воспитательной работы на основе
духовно-нравственного контекста;
 Проектирование модели интеграции общего и дополнительного образования;
 Активизация межпредметной направленности в освоении образовательных
программ;
 Создание условий для внеурочной деятельности учащихся.

Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в рамках реализации Стандарта, понимаемая как
образовательная деятельность, отличная от классно-урочной, организуется при получении
основного общего образования как для закрепления и практического использования
отдельных аспектов содержания образовательных программ, программ учебных
предметов, курсов, так и по направлениям развития личности (духовно-нравственное,
спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в
таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские
организации, краеведческая работа, научно- практические конференции, олимпиады,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения, а также в других отличных от урочной деятельности
формах на добровольной основе с учетом выбора участников образовательных
отношений.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в
образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка,
учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся, определяет возможности МБОУ
Полненской СОШ по созданию условий для решения задач воспитания и
социализации учащихся.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд
очень важных задач:
 обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
 оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
 улучшить условия для развития ребенка;
 учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в
МБОУ Полненской СОШ используется оптимизационная модель (на основе
оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель
внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все
педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, педагогпсихолог, вожатый и др.).
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со
своими функциями и задачами:
 взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
 организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
 организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
 организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется:
 в соответствии с планом внеурочной деятельности, сформированном в том числе
на основе части учебного плана школы, формируемой участниками
образовательных отношений, интеграции в открытое образовательное
пространство на основе современных информационно-коммуникационных



технологий, сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных
типов и видов, в том числе организаций дополнительного образования,
дополнительного профессионального педагогического образования в целях
обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся;
по программам курсов внеурочной деятельности, направленных на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в соответствии с требованиями Стандарта и предусматривающих
тематическое планирование с определением основных видов внеурочной
деятельности обучающихся по соответствующим направлениям.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного
процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет школа в
соответствии с запросами и потребностями участников образовательных отношений.
МБОУ Полненская СОШ определяет самоценность начального образования на
основе тезисов, сформулированных по материалам профессора Асмолова А.Г.:
1. Начальная школа – это школа развития мотивов, познания и творчества у всех
участников образовательного пространства.
2. Начальная школа – это школа позитивной социализации личности с установкой на
развитие учебной самостоятельности и поиск решения проблем.
3. Начальная школа – это школа порождения ценностной смысловой картины мира
ребенком.
4. Начальная школа – это школа ценностной педагогики, диалога культур.
5. Начальная школа – школа проектирования универсальных действий «Учись учиться».
6. Начальная школа – это школа совместных действий с ребенком, взрослым и
продвинутым сверстником. Учитель начальной школы – режиссер совместных действий.
7. Начальная школа – это школа культурно-деятельностной педагогики на основе
системного обновления программ.
8. Начальная школа – это школа игровой и проективной дидактики.
9. Начальная школа – это школа жизненных задач, модельно-жизненных ситуаций без
заранее приготовленных решений.
10.Начальная школа – это школа диагностики успехов ребенка, где главные ценности –
услышать ребенка, поверить в него.
11. Начальная школа – это зона ближайшего развития всего общества.
ООП НОО разработана в соответствии с Уставом МБОУ Полненской СОШ и
локальными актами учреждения.
ООП НОО предоставляется для ознакомления родителям, обучающимся, педагогам
как основа договора о выполнении обязательств всеми участниками образовательного
процесса по достижению качественных результатов на ступени начального образования.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».