Описание основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Полненской СОШ на 2019-2020 учебный год Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся начальной школы. Образовательная программа школы выполняет следующие функции: - структурирует содержание образования в единстве методологических, культурологических, организационных компонентов; - формирует содержательные линии гуманитарного образования на принципах преемственности и непрерывности образования; - определяет необходимые педагогические условия реализации содержания начального образования, требования к объему, темпам и срокам освоения учебных программ и программ внеурочной деятельности; - определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольнодиагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования; - определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: систему воспитательной работы, организацию и содержание внеурочной деятельности, уровень методической обеспеченности образовательного процесса; - фиксирует условия, обеспечивающие эффективность реализации основной образовательной программы начального общего образования. Содержание основной образовательной программы образовательной организации отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: – пояснительную записку; – планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; – систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: – программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; – программы отдельных учебных предметов, курсов; – программу духовнонравственного развития, воспитания обучающихся; – программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; – программу коррекционной работы. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: – учебный план начального общего образования; – план внеурочной деятельности; – календарный учебный график; – систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными механизмами реализации основной образовательной программы (ООП). ООП предусматривает: - достижение результатов освоения ООП всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; - выявление и развитие способностей обучающихся через систему дополнительного образования и систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики; - участие обучающихся и их родителей, педагогов и общественности в развитии внутришкольной социальной среды; - проектирование образовательного процесса на принципах системно-деятельностного подхода; - создание условий для самореализации обучающихся в разных видах деятельности. Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО. Достижение поставленной цели при разработке и реализации основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач: – формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; – обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; – становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; – обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; – достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ); – обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; – выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; – организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности; – участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; – использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; – предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; – включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города). В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает: – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; – переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; – ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; – признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; – учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения; – обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования; – разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: – с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; – с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; – с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; – с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности; – с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; – с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): – центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; – развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования. Достижению новых образовательных результатов, обозначенных в требованиях ФГОС, будут способствовать основные принципы формирования образовательной программы: преемственность ступеней обучения; вариативность содержания образования; целостность компонентов программы на основе гуманитарного компонента содержания образования; интеграция общего и дополнительного образования; индивидуализация на основе дифференцированного подхода; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся; объективность и критериальность оценки планируемых результатов; здоровьесберегающие педагогические позиции. ООП определяет главные векторы развития образовательной ситуации в МБОУ Полненской СОШ на начальной ступени: Переход на новую систему оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы; Усиление информационной инфраструктуры системы начального образования; Расширение социальных практик в системе воспитательной работы на основе духовно-нравственного контекста; Проектирование модели интеграции общего и дополнительного образования; Активизация межпредметной направленности в освоении образовательных программ; Создание условий для внеурочной деятельности учащихся. Общие подходы к организации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность в рамках реализации Стандарта, понимаемая как образовательная деятельность, отличная от классно-урочной, организуется при получении основного общего образования как для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания образовательных программ, программ учебных предметов, курсов, так и по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно- практические конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения, а также в других отличных от урочной деятельности формах на добровольной основе с учетом выбора участников образовательных отношений. Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, определяет возможности МБОУ Полненской СОШ по созданию условий для решения задач воспитания и социализации учащихся. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в МБОУ Полненской СОШ используется оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, педагогпсихолог, вожатый и др.). Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность организуется: в соответствии с планом внеурочной деятельности, сформированном в том числе на основе части учебного плана школы, формируемой участниками образовательных отношений, интеграции в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов и видов, в том числе организаций дополнительного образования, дополнительного профессионального педагогического образования в целях обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся; по программам курсов внеурочной деятельности, направленных на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями Стандарта и предусматривающих тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся по соответствующим направлениям. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет школа в соответствии с запросами и потребностями участников образовательных отношений. МБОУ Полненская СОШ определяет самоценность начального образования на основе тезисов, сформулированных по материалам профессора Асмолова А.Г.: 1. Начальная школа – это школа развития мотивов, познания и творчества у всех участников образовательного пространства. 2. Начальная школа – это школа позитивной социализации личности с установкой на развитие учебной самостоятельности и поиск решения проблем. 3. Начальная школа – это школа порождения ценностной смысловой картины мира ребенком. 4. Начальная школа – это школа ценностной педагогики, диалога культур. 5. Начальная школа – школа проектирования универсальных действий «Учись учиться». 6. Начальная школа – это школа совместных действий с ребенком, взрослым и продвинутым сверстником. Учитель начальной школы – режиссер совместных действий. 7. Начальная школа – это школа культурно-деятельностной педагогики на основе системного обновления программ. 8. Начальная школа – это школа игровой и проективной дидактики. 9. Начальная школа – это школа жизненных задач, модельно-жизненных ситуаций без заранее приготовленных решений. 10.Начальная школа – это школа диагностики успехов ребенка, где главные ценности – услышать ребенка, поверить в него. 11. Начальная школа – это зона ближайшего развития всего общества. ООП НОО разработана в соответствии с Уставом МБОУ Полненской СОШ и локальными актами учреждения. ООП НОО предоставляется для ознакомления родителям, обучающимся, педагогам как основа договора о выполнении обязательств всеми участниками образовательного процесса по достижению качественных результатов на ступени начального образования. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)